В предыдущей статье - о закрытых заводах - я написал, что обнаружил сводный том ПДВ (предельно допустимых выбросов) для красноярских предприятий. Что такое ПДВ? Это такие объёмы выбросов, которые выбрасывает полностью загруженное предприятие и при этом (как я понял), на нём все нормально в плане экологии (то есть нарушений нет, все оборудование работает в нормальном режиме и т.д.). То есть в реальности выбросов может быть как меньше - предприятие не полностью загружено, - так и больше - имеются нарушения (например, выбросы не фильтруются), либо предприятие загружено больше нормы. Вот буквально свежий пример: "По некоторым видам вредных веществ «Красноярский цемент» превышает нормативы выбросов в 20 раз".
Тем не менее, сводный том ПДВ вполне позволяют показать усреднённую картину по тому, кто у нас в городе основные загрязнители. Рад, что нашёл в этих документах подробную информацию о котельных и АЗС.
Ниже самое интересное из тома по Красноярску (напомню, документ от 2012 года, а значит скорее всего там данные за 2011 год).
ТОР15 предприятий загрязнителей воздуха Красноярска
Наименование предприятия
|
Масса выброса, тонн в год
|
ВСЕГО по городу (без учёта выбросов от автотранспорта) | 164401,1968 |
ОАО "РУСАЛ Красноярск" | 65771,1792 |
ОАО "Красноярская ТЭЦ-1" | 21165,6953 |
Филиал "Красноярская ТЭЦ-2" ОАО Енисейская ТГК (ТГК-13) | 18218,3039 |
Филиал "Красноярская ТЭЦ-3" ОАО "Енисейская ТГК (ТГК-13)" | 12655,9817 |
ООО "Региональная тепловая компания" | 6789,952 |
ОАО "Красноярский цемент", пл. 1, производственная база | 4437,8294 |
ООО "КраМЗЭнерго" | 2709,6086 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 1 | 2270,1768 |
ООО "ФармЭнерго" | 2221,024 |
Полигон ТБО МП "Автоспецбаза" | 1856,967 |
ОАО "Красноярский машиностроительный завод", котельная ВЭС | 1839,6038 |
ОАО "Красноярский электровагоноремонтный завод" | 1755,3069 |
ООО "Енисейский ЦБК" | 1662,5053 |
ООО "КрасТЭК", котельная №2 | 1590,2361 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 5 | 1523,9849 |
При этом мы тут видим ЦБК, который уже не работает, и котельную завода "Красфарма", которая сейчас наверняка мало загружена, если вообще работает.
В списке ниже я видел и другие предприятия, которые ещё существовали в 2012 году, а сейчас их уже нет. Но сейчас речь не об этом.
Далее я объединил источники загрязнений в группы. Их можно было бы выделять и больше. Но я остановился на этих, как на самых явных. Также, в документе-источнике всех этих данных после ПДВ предприятий приводится оценка выбросов от автотранспорта. Её я тоже поместил в таблицу.
Сначала таблица, а ниже пояснение.
Группы крупнейших загрязнителей воздуха Красноярска
Группа
источников
|
Масса выброса, тонн в год
|
Автотранспорт |
76100
|
ОАО "РУСАЛ Красноярск" (КрАЗ) |
65771
|
СГК (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3) |
52040
|
Котельные |
23594
|
Цементный завод |
4438
|
Полигон ТБО |
1857
|
ЭВРЗ |
1755
|
АЗС |
151
|
Все оставшиеся заводы в сумме дают выбросов меньше, чем один цементный завод. Так что их даже нет большого смысла рассматривать.
Напомню, это был первый год, когда стали применять новую методику подсчёта выбросов от автотранспорта. При этом оценка стала более чем в 1,5 раза ниже, чем при предыдущей методике. Про эту методику я расскажу подробнее в другой статье. Если вкратце, то с 2010 года стали учитывать распределение автотранспортных средств по экологическим классам, а до этого вроде считали по наихудшему варианту. В документе также приводятся значения выбросов за 2007-2011 года посчитанные как по старой, так и по новой методикам - для сравнения. Кому интересно, смотрите "Разд.3.Хар-ка предприятий и АТ.docx" в томе по Красноярску.
По котельным я привожу ниже их список. Туда вошли как котельные для города, так и заводские котельные (правда, таких мало - как и заводов, которых почти не осталось). Всего котельных оказалось довольно много - 35 штук, - я лично не знал, что их так много.
Что касается полигона твёрдых бытовых отходов. Есть ещё несколько источников, связанных с утилизацией отходов. Но их выбросы по сравнению с полигоном МП "Автоспецбаза" весьма невелики, и к тому же они относятся к разным собственникам. Так что я не стал их объединять в одну группу.
Что касается АЗС. Сами авторы тома ПДВ приводят о них отдельную заметку:
Следует иметь в виду, что включение в сводный том ПДВ предприятий, у которых величины выбросов в атмосферу незначительные (менее 10 т/год) существенно усложняют сводные расчеты рассеивания выбросов в атмосферу. Тем не менее, включать их в расчеты считаем необходимым. Так, например, многочисленные АЗС имеют выбросы менее одной тонны в год, однако они являются основными загрязнителями атмосферы по бензолу, ксилолу, этилбензолу, пентилену, предельным углеводородам С1 – С5 и С6 – С10, минеральному маслу.Сам список АЗС довольно большой - более 150 штук. Так что я его здесь не привожу. Там есть конечно тоже крупные подгруппы по владельцам (КНП, Газпромнефть, Ланит, Фортуна-Плюс и т.д.), но приводить их смысла тоже не вижу, т.к. за эти годы уже многое поменялось (например, сеть АЗС "Газпромнефть" поглотила сети "Кедр" и "Сибнефть").
Важное замечание про высоту выбросов:
... из 6086-ти источников выбросов 4003 источника отнесены к организованным, из них высоких источников (высота Н>50м) – 80 ед., средних (высота от 10 до 50м) – 2314 ед., низких (высота от 2 до 10м) – 2497 ед. и наземных (высота менее 2м) – 1195 ед.Я думаю, что котельные попадают в категорию от 10 до 50 метров.
Котельные Красноярска и их предельно допустимые выбросы
Наименование предприятия
|
Масса выброса, тонн в год
|
ООО "Региональная тепловая компания" | 6789,952 |
ООО "КраМЗЭнерго" | 2709,6086 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 1 | 2270,1768 |
ООО "ФармЭнерго" | 2221,024 |
ОАО "Красноярский машиностроительный завод", котельная ВЭС | 1839,6038 |
ООО "КрасТЭК", котельная №2 | 1590,2361 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 5 | 1523,9849 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. №1, котельная № 1 | 870,7644 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 2, котельная № 2 | 784,7924 |
ООО "Бытэнерго" | 650,1717 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 12 | 539,4825 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 3, котельная № 3 | 374,8487 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 3 | 354,1104 |
ООО "КрасТЭК", котельная №4 | 249,4415 |
ЗАО "Сибагропромстрой", пл. № 2 , АБЗ, ДСУ, ДОЗ, БРУ, котельная | 192,9908 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 6 | 130,9115 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 4, котельная № 4 | 108,5393 |
ООО "КрасТЭК", котельная №10 | 55,699 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 5, котельная № 5 | 46,1528 |
ЗАО "Карбо-Сорбент", пл. № 1, котельная | 45,5812 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 11 | 41,3788 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 9, котельная № 9 | 38,2122 |
ООО "КрасТЭК", котельная № 7 | 30,2894 |
ООО "Ладога", Котельная | 29,379 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 10, котельная № 10 | 27,0057 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 7, котельная № 7 | 23,2001 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 6, котельная № 6 | 20,2399 |
ООО "Красноярский жилищно-коммунальный комплекс", пл. № 8, котельная № 8 | 19,8188 |
ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю, котельная | 16,0625 |
ОАО "Красноярская электрокотельная", пл. № 1, эл. котельная "Левобережная" | 0,2712 |
ОАО "Красноярская электрокотельная", пл. № 1, эл. котельная "Западная" | 0,0019 |
ОАО "Красноярская электрокотельная", пл. № 3, эл. котельная "Восточная" | 0,0019 |
ОАО "Красноярская электрокотельная", пл. № 5, эл. котельная "Зеленая" | 0,0019 |
ОАО "Красноярская электрокотельная", пл. № 6, эл. котельная "Березовская" | 0,0019 |
ОАО "Красноярская электрокотельная", пл. № 4, эл. котельная "Правобережная" | 0,0019 |
Напоследок хочу ещё заметить насчёт котельных вот что. Сейчас, уже который месяц идёт утверждение единой схемы теплоснабжения города. Процесс обсуждения идёт сложный. Один из главных спорных вопросов: судьба котельных, которых больше всего в Октябрьском районе - наиболее удалённом от всех трёх ТЭЦ. Суть в следующем: есть противники котельных, люди считающие, что они неэффективны и сильно загрязняют воздух вблизи себя, при этом находятся часто внутри жилых массивов и их трубы невысоки. Однако, у варианта "избавиться от котельных" тоже много минусов: а) получаем монополиста - СГК, б) придётся тянуть длинный трубопровод от ТЭЦ-3 - это много километров, в) персонал котельных останется без работы.
Я собираюсь позже подробнее разобраться с вопросом схемы теплоснабжения города и написать свои соображения.
Выводы
На этом всё. В заключение хочу ещё раз заметить, что ПДВ - это не реальные выбросы. Реальные могут быть значительно больше, хотя это и считается нарушением. И многие жители города очень часто подозревают основных загрязнителей красноярского воздуха в этих нарушениях.То есть в реальности выбросов от автотранспорта не обязательно больше, чем выбросов от КрАЗа, как это указано во второй таблице. Во-первых, выбросы от транспорта не замеряются - это не реально, а вычисляются по методике. Во-вторых, реальные выбросы предприятий скорее всего больше, чем описано в томах ПДВ, но это ими чаще скрывается, так как за это полагаются штрафы.
Также следует учитывать, что выбросы от автотранспорта, как правило, сконцентрированы возле автодорог, а выбросы от заводов распределяются по более широкой территории, вследствие наличия высоких труб, и при этом подвержены розе ветров.
Здравствуйте! Расскажите что вы думаете на счёт последних месяцев экологической обстановке в Краснорске? Постоянный смог и запах, по моему, хлора в атмосфере? Что это и от чего?
ОтветитьУдалитьИ, заодно, расскажите в какой район податься жить? А то "бабки у подъезда" говорят, что советский задыхается от КрАЗа, центр от машин, в студе какой то "ртутно-радиоактивный" фон, ветлужанка умирает от излучения лэп. Мне приглянулся район съезда с 4 моста на правый берег, но там пока что дыра, рядом судостроительная, но оттуда тяжело уехать. Как на счёт домика в дрокино или емельяново? Можно ли овощи с грядок кушать?
Здравствуйте.
УдалитьНасчёт экологической обстановки за последние месяцы. Что я могу добавить, кроме того, видят сами красноярцы? Зимой было хуже всего, потом отпустило, Насколько помню, в мае и пару раз летом был какой-то возврат к "режиму чёрного неба", но не так надолго, как это было зимой.
Сейчас постоянного запаха не ощущаю, тем более хлора. Но это сильно зависит от района. Основные производства, совершающие выбросы чего-нибудь хлорсодержащего, у нас - Красцветмет на правом берегу, и КрАЗ и КраМЗ на левом берегу. При этом превышение ПДК по гидрохлориду чаще всего фиксируется в центре (видимо от автотранспорта) и в Ленинском районе. Я сам чаще всего бываю в Советском районе и в центре. Вроде бы запаха хлора нет, но возможно я привыкший.
Что касается того, что зимой всё было затянуто дымкой продолжительное время. Тут, я думаю, 2 фактора сыграло: во-первых, погодная обстановка (низкая температура, штиль, высокое давление), во-вторых, то что предприятия систематически нарушают природоохранное законодательство. Мало того, что они это делают постоянно (ночные нефильтруемые выбросы), так ещё выясняется, что и во время "режима чёрного неба", когда властями выносилось предписание ограничить выбросы, далеко не все это делали (а может и никто не делал).
Тут надо заметить, что зимой это всё было просто сильно наглядно, но ведь это всегда происходит, просто не все выбросы вредные выбросы имеют запах и цвет. Например, угарный газ без запаха. Бензапирен, насколько я понял тоже без запаха, или с очень слабым запахом. Белая дымка может возникать и без выбросов. Например, помню, что зимой 1999-2000 в районе Нового года тоже была очень низкая температура и довольно долго стоят очень густой белый туман - видимость была намного меньше, чем этой зимой. Не помню, чтобы тогда говорили про выбросы заводов. А этой зимой наложилось одно на другое, плюс многонедельное тление опилок на ЦБК.
Основная проблема у нас (как многократно уже говорили представители партии "Патриоты России") - это то, что у нас в крае главная не власть, а финансово-промышленные группы. Они творят, что хотят, когда это нужно для увеличения прибыли. Основные выгодоприобретатели - не в Красноярске. Так что на экологию им плевать. Т.к. власть у них на поводке, то природоохранная прокуратура тоже не работает должным образом.
Насчёт района для жилья сложный вопрос. Если жить за городом, это скорее всего большую часть вопросов с экологией решит, но тогда встают в полный рост другие проблемы, не менее важные, я считаю. Тут многое будет зависеть от администрации того района, где вы будете жить. Насколько я слышал, в Емельяновском районе администрация не очень-то хорошая.
Я хочу написать большой обзор по всяким критериям, которые могут повлиять на выбор района для жилья в Красноярске, в том числе с учётом радиоактивного фона. Но это потребует много времени, надо будет искать много информации, разбираться. Однозначно это произойдёт не раньше выборов.
Кратко навскидку такие рекомендации:
1) не жить вплотную к оживлённой автодороге, на первой линии так сказать.
2) чтобы дом не был очень близко с АЗС.
3) желательно, чтобы не было мощных источников э/м излучения поблизости. Например, дома возле вышки цифрового ТВ в Студгородке отпадают сразу (ЖК "Орбита", ЖК "Альбатрос"). Смотрите, чтобы антенны сотовых вышек не были направлены прямо на ваши окна, или если у вас есть дети, на двор, где вы чаще всего будете с ними гулять.
Насчёт дач. Овощи с грядок кушать можно. Конечно, если дача не в пятикилометровой зоне вокруг КрАЗа ))
УдалитьВ 2017 году обещают актуализировать сводный том ПДВ по Красноярску: http://www.krskstate.ru/press/news/0/news/81566
ОтветитьУдалитьАкбулатов Э.Ш. еще в 2012 г. обещал на заседании Рабочей группы (при Минпромторге РФ) в сводный том ПДВ внести 60 км зону вокруг г. Красноярска. А получилось как в старом анекдоте про старую клячу: Ну не смогла!)))
ОтветитьУдалитьОбещать - не значит жениться ))
УдалитьВ грядущем обновлении тома ПДВ такого уже даже не обещают. По-крайней мере я такого не слышал.
Кстати, интересно, откуда взялась цифра 60 км? Для обещания Минпромторгу сгодилось бы сказать и про 50 км. А тут выглядит так, что хотели поставит на контроль какую-то площадку, предприятие или населённый пункт, который не вошёл бы в 50-километровую зону, но входит в 60-километровую.
УдалитьЭто расстояние указывается в статье 8 Закона Красноярского края "Об экологической безопасности и охране окружающей среды в Красноярском крае". Кстати, в поставленный капкан сами и угодили. Ибо г.Железногорск попадает именно в эту 60-км зону. На этом благополучно попиарился Глисков и многие другие. Очень коррупционноемкая статья закона. А правки были приняты в апреле ЗС КК в апреле 2012 г. в преддверии слушаний по ферросплавному заводу, организованному Горсоветом. Случайное совпадение?))))
УдалитьДа, кстати,я забыл спросить, почему вы считаете что необходимо говорить о 50 км? Может быть все-таки лучше пользоваться Федеральным законодательством и существующими объективными методиками? Ведь с таким подходом можно распугать всех инвесторов!))))
УдалитьЯ говорил о 50, т.к. человек привык оперировать круглыми цифрами - 10, 50, 100... А 60 - странная цифра, если её просто обещать, если вы, конечно, не житель Шумера, где использовалась 60-ричная система счисления.
УдалитьТеперь, я уже понял, что 60 - не просто выдуманная цифра. Если Акбулатов взял её из закона, тогда понятно, откуда он её взял. Но пока мне всё-таки непонятно, почему она в законе такая? Думаю, тут всё идёт от какой-то методики расчёта площади и дальности распространения выбросов в зависимости от высоты источника выброса, а также возможно в зависимости от рельефа и климата. Буду признателен, если сообщите название той методики, по которой это рассчитывалось.
Дмитрий, нет такой методики универсальной методики для составления закона. Есть методики расчета рассеивания. Хочу задать провокационный вопрос. Предположим в Иркутской области решили построить завод первого класса опасности в 20 км от границы Красноярского края, должны они согласно закону Красноярского края выявлять общественное мнение жителей Красноярского края попадающих в 60-ти км зону?
УдалитьИ наоборот, при строительстве завода на территории Красноярского края в 10 км от границы с Иркутской областью, должно ли выявляться мнение граждан Иркутской области, на территории, попадающей в 60-км зону?
Мне кажется надо выявлять общественное мнение жителей тех населённых пунктов, для которых есть риск заметного ухудшения экологической обстановки от выбросов нового предприятия. Неважно в одном они регионе или нет. Ну это моё собственное мнение. Как там в законе, я не знаю.
УдалитьСовершенно верно, Дмитрий. Именно для этого существует федеральное законодательство, чтобы не было "свистопляски" и злоупотреблений в региональных законодательствах. А также регламенты по согласованию предпроектной и проектной документации на всех стадиях с обязательным согласованием с надзорными органами, в том числе с Роприроднадзором, Роспотребнадзором и т.д. И если есть выбросы в атмосферу - с обязательным расчетом рассеивания, оценкой влияния на здоровье населения и последующим согласованием с главным санитарным врачем. Все давно регламентировано и чиновникам необходимо квалифицировано выполнять свою работу.
ОтветитьУдалить"чиновникам необходимо квалифицировано выполнять свою работу" - к сожалению, в сегодняшних реалиях звучит почти как фантастика.
УдалитьА страдают как жители города, так и новые инвесторы. Но чиновники скажут, что все хорошо: воздух норм, инвестклимат в Крае в порядке!
ОтветитьУдалить